Фитнес-клубы в марте продали абонементов больше чем до кризиса

Фитнес-клубы в марте продали абонементов больше чем до кризиса

Продажи клубных карт и абонементов в российских фитнес-клубах в марте выросли на 9,5% год к году и впервые стали лучше докризисного уровня — хотя и всего на 1,1%. По мнению владельцев бизнеса, индустрия смогла выйти на такие показатели в основном из-за снижения маржинальности бизнеса и сдержанного повышения цен

Российский фитнес рынок в марте этого года по основным бизнес-показателям впервые вышел на докризисный уровень, говорится в исследовании Национального фитнес-сообщества (НФС). Организация объединяет 2200 фитнес-клубов России из 80 регионов. С исследованием ознакомился Forbes.

По итогам марта 2023 года продажи клубных карт оказались выше показателей соответствующего периода 2019 года на 1,1% и лучше марта прошлого года на 9,5%. Реализация дополнительных услуг в марте 2023 года была на 1,5% выше аналогичного периода 2019-го и на 9,8% лучше статистики марта 2022 года. Немного подкачала посещаемость и загруженность клубов: эти показатели пока не дотягивают до докризисных на 2,8%, но выше марта прошлого года на 6,2%.

Итоги I квартала 2023 года чуть скромнее: продажи клубных карт ниже средних показателей соответствующего периода 2019 года на 1,4%, но на 10% выше, чем в I квартале 2022 года. Допуслуги на 1,6% ниже аналогичного периода 2019 года, но выше, чем в I квартале 2022 года на 7%. Посещаемость клубов на 4,4% ниже показателей 2019 года, но выше, чем в прошлом году, на 8,4%.

 

Совокупный объем выручки российских фитнес-клубов по итогам I квартала 2023 года вырос на 4,85 млрд рублей по отношению к аналогичным данным 2022-го, отмечается в исследовании НФС. Однако данные о самой выручке отраслевой союз не раскрывает. 

«Игрокам рынка российской фитнес-отрасли удалось подойти вплотную к докризисным показателям и их превысить, —  констатирует глава НФС Елена Силина. — В основном свою роль в этом сыграло снижение маржинальности бизнеса. С 2019 года расходы на содержание клубов выросли в среднем на 23%, а маржинальность сократилась с 10-15% до 3-5%. Есть и другие факторы. Сработали распродажи и скидки под основные гендерные праздники, настроенная по-новому лидогенерация (обращения к клиентам через соцсети), обновленная продуктовая линейка и внедрение онлайн-продуктов». Некоторые игроки, по информации Силиной, не устраивали акций и распродаж, но добавили к абонементам дополнительные услуги (СПА-программы, комплексы для похудения и так далее).

«Плохо то, что положение неоднородное. Даже в крупных сетях, несмотря на позитивный тренд, какие-то объекты эффективны, а ряд других сильно «провисает». Но крупный бизнес может частично перекрывать потери клубов и сохранять устойчивость, чего не скажешь о небольших заведениях», — говорит Силина.

 

«Для бизнеса это плохая тенденция. Игроки рынка сейчас стремятся нарастить обороты, поскольку впереди остался один месяц высокого сезона, а дальше лето, которое предстоит пережить. Это время тотального падения выручки, начинается отпускной и дачный сезон, когда даже лояльные клиенты и активные пользователи услуг часто отказываются от приобретения клубных карт и распределяют свой бюджет в пользу отдыха», — отмечает Силина.

Опрошенные Forbes игроки фитнес-отрасли ожидали большего роста и активности продаж. Все они отмечают, что на рынок крайне негативно влияют падение реальных доходов населения, рост потребительских цен и обязательных выплат. Все это снижает покупательскую способность россиян. «По итогам марта сетевые показатели хуже февральских: продажи карт остались на прежнем уровне, а вот дополнительные фитнес-услуги (персональные и сплит-тренировки, занятия в мини-группах, а также опции кабинетов фитнес-тестирования) просели почти на 30%, — сетует генеральный директор Xfit в России Ирина Туманова. — Если же учесть, что речь идет о самых «жарких» месяцах года, когда люди активно приобретают карты и пользуются фитнес-услугами (I квартал ежегодно демонстрирует высокий спрос), то по итогам работы в марте мы вынуждены в срочном порядке пересматривать планы и менять прогнозы с довольно оптимистичных на негативные».

Некоторые компании повышали стоимость своих услуг. «Мы на 10% подняли цены, но при этом  расширили сетку услуг, — делится гендиректор калининградской сети фитнес-клубов «Атлетика» Ника Кагановская. — Например, был запрос на групповые программы от корпоративных клиентов, которые готовы тренироваться в дневное нерейтинговое время. Сделали больше тренировок по танцевальному фитнесу и всему тому, что помогает поддерживать положительный эмоциональный фон. За счет этого комплекса мер в марте по продажам карт и дополнительным услугам плюс 20%».

Повысили цены на услуги и в сети Drive Fitness. «За последний год стоимость карт и услуг увеличилась примерно 7%, цены будут расти и дальше, — говорит владелец сети Роман Вальчук. — Так как повышение шло постепенно, негативной реакции у клиентов не было. Выручка за I квартал на 5% лучше, чем [за такой же период] в 2019 году. Надеюсь, что низкий сезон пройдем в штатном режиме». 

 

По словам гендиректора сети фитнес-клубов «СССР» Сергея Савинова, I квартал вернул фитнес-индустрии надежду на дальнейшее развитие. «Мы отработали январь и февраль, практически повторив финансовые показатели допандемийного 2019 года. Март стал еще лучше: продажи карт выросли на 7%, допуслуги на 5%. Конечно, все это не равносильно росту доходов. К сожалению, маржа за последние четыре года снизилась до нескольких процентов, а операционные расходы значительно возросли», — говорит Савинов.

Чтобы привлечь клиентов, сеть «СССР» в последнее время снижала стоимость абонементов на 5-15% (в зависимости от заведения). «Полагаю, что это поможет нам разбудить спрос в низкий сезон», — надеется Савинов. 

«Предположу, что населению сейчас деньги тратить особо некуда. Стало дорого все. А вот заниматься фитнесом пока доступно, цены сильно никто не поднимал, — рассуждает Вальчук. — Рынок достиг докризисных показателей, но дальше необходимы государственные программы по развитию физической культуры и спорта. Это может быть, например, льготное под 3% кредитование с обязательством со стороны отрасли организовывать и поддерживать необходимое количество рабочих мест. Бизнесу необходимы оборотные средства для толчка и рывка вверх».

 

Источник: forbes.ru

TheFirstNews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *